О Фонде

С 20 июля по 6 августа при поддержке Фонда Михаила Прохорова пройдет III Летний фестиваль искусств «Точка доступа».

Как и в прежние сезоны, фестиваль посвящен театральным и междисциплинарным проектам, художественное решение которых напрямую связано с выбором необычного пространства (сайт-специфическое искусство). Петербуржцы станут зрителями и, что важно, участниками спектаклей и перформансов в неожиданных городских интерьерах и ландшафтах, среди них: залы Русского музея, Дом композиторов, жилые квартиры, а также открытые пространства Московского парка Победы и Малой Охты.

В этом году «Точка доступа» стала международным фестивалем и подготовила насыщенную афишу, в которой собрала значимые имена мирового театрального и перформативного искусства. Программа этого сезона состоит из трех частей.

Первая часть – «Чувство возможности. Посвящение 100-летию революции» – создается совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге. Курирует программу немецкий театровед, арт-директор фестиваля Impulse Флориан Мальцахер. Он изучал прикладное театроведение в Гисcене (именно из Гисcенской театральной академии, которой руководит Хайнер Гёббельс, вышли многие видные деятели современного театра, в частности, участники группы Rimini Protokoll), работал критиком и журналистом, заведующим репертуаром в разных театрах, был одним из основателей коллектива кураторов Unfriendly Takover во Франкфурте, курировал междисциплинарный фестиваль «Штирийская осень» в Граце.

Программа «Чувство возможности» позволяет вспомнить о революции и посмотреть на нее с разных сторон, – рассказывает Флориан Мальцахер, – иногда напрямую, иногда косвенно, а иногда лишь опосредованно.

В этой программе собраны проекты заметных зарубежных и российских деятелей театра и современного искусства. Откроет фестиваль художественная акция «Хрупкие инструменты вовлечения» хорошо известной в Европе румынской художницы Александры Пиричи, которая развернется прямо в залах Русского музея в прямом контакте с известными экспонатами. Новые версии своих спектаклей специально для фестиваля готовят ведущий швейцарский режиссер Борис Никитин и известный немецкий коллектив andcompany&Co, который впервые выступит в России. Еще один участник программы – голландский медиаперформер и композитор Томас Мюрмель. О революции будут также размышлять петербургские художники – арт-лаборатория «Вокруг да около», поэт Павел Арсеньев, художник Ольга Житлина и др.

– Программа «Чувство возможности» тесно связана с конкретными точками Санкт-Петербурга: здесь и супрематистские полотна Русского музея, и бывшая квартира Анны Ахматовой, и Дом культуры работников связи — перестроенная во времена конструктивизма кирха, и Нарвская застава с выразительной Тракторной улицей, и пестрый Апраксин рынок, – отмечает Мальцахер.

Тема революции в программе рассматривается в разных ракурсах: это и опыт воссоздания событий с помощью воспоминаний их свидетелей, и художественный анализ развития образа революции в мировой культуре, и размышления о судьбах русского авангарда, и сопоставление социальных и культурных феноменов революционной эпохи и современности, и даже попытка ответить на вопрос: «Способен ли театр совершить революцию в сознании зрителя?».

Во второй — гастрольной — программе, собранной под руководством директора фестиваля Филиппа Вулаха: спектакль всемирно известной немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll «В гостях. Европа», проект финской арт-группы Toisissa tiloissa «Охота», номинант прошедшей «Золотой маски» — спектакль Хабаровского ТЮЗа «Дознание» в постановке молодого режиссера Михаила Тычинина. Три спектакля по-разному, но в равной степени небанально подходят к проблемной теме «Человек и социум». «В гостях. Европа» — хит прошедшего московского театрального сезона: спектакль проходит в частных квартирах и сами зрители выполняют функцию актеров. По схожему принципу строятся и экстремальный уличный квест «Охота», предлагающий зрителям освоить правила поведения в волчьей стае, и антифашистский спектакль «Дознание», созданный на основе пьесы Петера Вайса об ужасах Освенцима.

Третий раздел под условным тематическим названием «Утопия» курирует программный директор «Точки доступа» Андрей Пронин. Программа «Утопия» объединяет три премьеры – собственные постановки фестиваля, созданные при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Первая из них – спектакль Сергея Чехова «Столкновение с бабочкой» по роману киносценариста и писателя Юрия Арабова – предлагает смелую фантазию на тему альтернативной истории российской революции. В параллельной реальности романа Ленин и Николай II находят в себе силы во имя страны преодолеть вражду и протянуть друг другу руки.

Горькая футурология второго спектакля программы «Злачные пажити» — совместной премьеры «Точки доступа» и новосибирского театра «Старый дом» — показывает «двойное дно» головокружительного технического прогресса последних десятилетий: не открывает ли он дорогу мракобесию и беззаконию? И остается ли утопическая надежда на бессмертие человечности? Лирический хоррор режиссера Юлии Ауг «Злачные пажити» — первая в мировом театре постановка прозы фантаста Анны Старобинец. Отметим, что все три режиссера-резидента «Утопии» впервые выпускают спектакли в Петербурге (хотя кинозвезда Юлия Ауг в прошлом петербурженка, выпускница курса Аркадия Кацмана и актриса ТЮЗа им. А. А. Брянцева).

Отдельной строкой в программе «Утопия» стоит важный социально-театральный проект от режиссера Радиона Букаева – игровой семейный квест «Бабушкины очки» в Московском парке Победы, нацеленный на укрепление семьи, развитие доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.

В 2017 году фестиваль предлагает публике огромный выбор форм и жанров современного сайт-специфического спектакля и перформанса. Люди с театральным и художественным образованием, режиссеры и современные художники работают у нас наравне, налаживают междисциплинарные связи, ликвидируя пропасть отчуждения, возникшую в России между театром и современным искусством.

В рамках фестиваля также пройдет научная конференция «Революция в театральном пространстве», организуемая совместно с Новой сценой Александринского театра. «На бис» будет показан спектакль Константина Учителя «Разговоры беженцев», созданный в пространстве Финляндского вокзала на прошлой «Точке доступа» и представлявший Петербург на «Золотой Маске».





Ссылки по теме: