О Фонде

Выступление соучредителя Фонда Ирины Прохоровой на ПМЭФ-2018 (24 мая 2018 года)

Большое спасибо за приглашение на этот форум, это очень важный разговор. Для российского человека пять минут это вообще ничто, поэтому я постараюсь, по возможности, очень кратко дать один пример, который проиллюстрирует принципы работы Фонда. Этот принцип кажется нам перспективным и важным ноу-хау, которое можно предложить коллегам. 


Фонд Михаила Прохорова был создан в 2004 году и стал первым фондом, который объявил своей стратегией поддержку культуры в российских регионах. Я счастлива, что в каком-то смысле мы оказались трендсеттерами, и сейчас разговоры о поддержке регионов стали вообще модной и важной темой. Мы начали первыми, и в 2004 году нам вежливо говорили, что мы оригиналы. На чем строилась стратегия Фонда? Прежде всего, это подход - взгляд на культуру как на новую экономику XXI века. Это не просто разговор о духовной составляющей, которая, конечно, во все времена важна, но её, все же, трудно замерить. Я, наверное, остановлюсь на другом - на том, что в XXI веке культурная индустрия успешно замещает собой традиционный тип индустрии, и многие стагнирующие регионы поднимаются за счет культурных кластеров, а не за счет новых заводов переплавки металлов. Имея эту сверхзадачу в качестве концепции, мы подошли к региональной поддержке с научной точки зрения. Наш пилотный регион - это Красноярский край, и отработанные там модели мы постепенно распространяем на другие регионы. Смысл был в том, что, приходя работать в регион, в конкретный город, прежде чем строить свою программу, мы этот регион изучали - исторически, экономически, демографически, изучали особенности и потребности местного культурного сообщества. Таким образом, это позволило нам выработать программу и строить её на выборе главной болевой проблемы данного города. Выработать целевую программу, вокруг которой уже потом разрастаются, как ответвления от ствола дерева, другие сопутствующие программы.


Приведу один пример. Красноярск - не только индустриальный, но и образовательный центр, куда съезжаются учиться со всей страны, особенно с Зауралья. При этом в середине 2000-х годов, когда мы приехали туда работать и выстраивать работу Фонда, выяснилось, что библиотеки края, включая университетские, не комплектовались с 1989 года. Значит, два десятилетия подряд люди учились в высших учебных заведениях по советским учебникам. Стоит ли нам удивляться консервативному повороту и его причинам? Это серьезная проблема для размышлений. Поэтому мы решили что главным целевым проектом, стержневым для Красноярска, станет Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК в просторечье), которая стала площадкой для объединения местного культурного сообщества и той платформой, на которой мы выстраиваем дальнейшую культурную программу. Мало того, что каждый год через Красноярскую ярмарку проходит 50 тысяч человек (а это город-миллионник - посчитайте процент людей), с другой стороны, - на этой площадке мы выстроили не только великолепную культурную программу, но и профессиональную программу для учителей, для библиотекарей, для музейщиков. Потому что книжки не растут на деревьях - это индустрия. Так вот для развития этой индустрии мы стали выстраивать вокруг ярмарки систему конкурсов. Хочу заметить, что помимо книжной ярмарки, где покупается каждый год огромное количество книг, учредитель Фонда Михаил Прохоров выделяет каждый год дополнительный грант в 15 миллионов рублей для комплектации библиотек края. Это не только основные библиотеки, но это и библиотеки для ветеранов и сирот, это даже библиотеки колоний, библиотеки специализированных интернатов и т.д. За эти годы, начиная с 2007 года, когда возник КРЯКК, в библиотеки поступило около 500 тысяч книг. Хочу заметить, что для федеральных библиотек годовой бюджет по всей стране нынешнее министерство культуры определило в 35 миллионов. Это для сравнения. И хочу заметить, что существование этой ярмарки, которая вошла в тройку крупнейших ярмарок страны, породило систему, стало мощным стимулом. Теперь в таких городах как Новосибирск, Иркутск, Пермь пытаются создать ярмарки по тому же типу - я считаю это важной и замечательной инициативой.


Важнейший конкурс, который возник почти одновременно с КРЯКК, это конкурс поддержки библиотек, который называется "Новая роль библиотек в образовании". Это попытка модернизировать библиотеки - причем эта инициатива возникла на десять лет раньше, прежде чем государство включилось в модернизацию библиотек - это произошло только сейчас и это замечательно. За эти годы мы сумели подготовить большое количество кадров, и когда государственная стратегия была направлена на библиотеки, местные власти смогли воспользоваться нашими наработками, людьми, которых мы подготовили, и нашими принципами модернизации, которыми мы радостно делимся с краевой и городской администрацией. И хочу заметить, что нынешний министр культуры Красноярского края - бывший наш грантополучатель. Возникли еще конкурсы: Школа культурной журналистики, потому что существует проблема журналистов в регионах. Они должны писать о культуре, а горизонты и возможности осмысления современной культуры у них очень маленькие. Это специальный конкурс, где обучают, это првышение квалификации. Большое количество наших выпускников сейчас работает и в медиа, и где-то преподает и т.д. Это тоже база поддержки распространения культуры. Важнейший конкурс, который тоже опирается на идею поддержки культуры, - это конкурс "Академическая мобильность". Проблема в том, что в университетах и в других высших учебных заведениях практически нет денег на поездки для работы в библиотеках, на конференции для студентов и молодых преподавателей и аспирантов. Этот конкурс распространяется сейчас по многим регионам, а начинали с Красноярского края - таким образом, происходит обмен, так, собственно, развиваются наука и просвещение. Дальше мы создали литературную премию НОС (новая словесность), на которой выбирают шорт-лист и лауреатов в открытых дебатах. Это попытка разработать новый культурный язык, организовать разговор о современной не только словесности, но и культуры в целом. Еще есть международная программа TRANSCRIPT - это поддержка переводов русской литературы как нон-фикшн, так и фикшн на иностранные языки. За это время мы поддержали более семисот заявок, и вслед за нами через несколько лет возникла государственная программа "Институт перевода", которая занимается тем же. Мы охотно делились своим опытом, мы рассказывали, как устроены наши конкурсы и так далее. Это один из примеров, один из проектов, и я хочу вас убедить в том, что, фактически, это и есть удачное сотрудничество государства и частного бизнеса. Мы помогаем или предвосхищаем очень многие государственные проекты, мы готовим почву, мы способны, как более мобильная организация, делать пилотные инициативы и можем предложить какие-то свои наработки для возможной дальнейшей государственной деятельности.


Я уложилась в отведенный регламентом срок и здесь остановлюсь.


Вопрос: Вы работаете не только в России, но и получили лауреатское звание во Франции и в США за развитие российско-американских культурных связей. Хочу задать достаточно наивный вопрос - каким образом усиление культурных связей может помочь в наше время, когда взаимоотношения между странами становятся достаточно напряженными?


Ирина Прохорова: Садхгуру в своем выступлении заметил, что все новые технологии - это продолжение наших естественных способностей. Я сразу вспомнила смешное высказывание известных советских писателей Ильфа и Петрова. В 20-е годы они писали в своих дневниках: "Вот радио есть, а счастья нет".  Культура всегда была лучшим дипломатом, культура всегда налаживала и удерживала отношения между странами, когда возникали политические конфликты. И то, что сейчас происходит, меня тревожит прежде всего потому, что начинают разрушаться культурные и профессиональные связи. Мне кажется, то, что надо делать сейчас, - это сохранять и развивать, поддерживать эти связи, потому что политики сегодня ругаются, завтра помирятся, а связи налаживаются десятилетиями. Мне кажется, что надо переживать этот тяжелый период, расширяя культурные связи и взаимообмен, понимая, что действительно, культура как новая экономика XXI века глобальна, и здесь создается интеллектуальное и экономическое богатство.