Карамзинские стипендии

Стажировка на 2016 год

Объявление о конкурсе

«Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2016».


Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com


В теме письма указывайте: КС-2016 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка

до 1 декабря 2015 года (включительно)

Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее – ШАГИ РАНХиГС) и Фонд Михаила Прохорова проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение 2016 календарного года.

Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.


Цели и задачи конкурса

1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.

2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), готовящим к публикации книгу, а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.

3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в ведущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.


Сумма индивидуального гранта на одного стажера – победителя конкурса: 478 800 руб.

Всего выделяется 10 грантов.

В конкурсе могут принять участие:

- граждане и налоговые резиденты РФ;

- не старше 40 лет;

- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2010 года);

- аспиранты второго или третьего года обучения;

- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;

- имеющие возможность провести шесть месяцев 2016 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;

- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);

- приветствуется знание других иностранных языков.

Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии - 2016», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.

Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.


Список документов, необходимых для участия в конкурсе:

1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.

В начале письма указывайте, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку. Укажите, в какие 6 месяцев 2016 года для Вас предпочтительнее пройти стажировку.

2. CV (краткая автобиография и список научных публикаций). Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.

3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат. Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!

4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).

5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.

6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.

7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).

8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.

Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).



Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения

1. Конкурс объявляется открытым с 15 октября 2015 года. Заявки принимаются

с 15 октября по 1 декабря 2015 года.

2. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com до 1 декабря 2015 года (включительно).

3. Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2016 года, не регистрируются и не рассматриваются.

4. Заявки, поступившие на адрес конкурса после 1 декабря 2015 года, не регистрируются и не рассматриваются.

5. Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и представителей Фонда Михаила Прохорова.

6. На первом этапе (1—10 декабря 2015 года) конкурса жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.

7. На втором этапе конкурса (10--20 декабря 2015 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование по скайпу или по телефону (при подаче документов (в CV) необходимо указать свой контактный номер скайпа и телефонный номер). В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.

8. Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.

9. Список победителей конкурса, получивших приглашение для шестимесячной работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается 25 декабря 2015 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).

10. Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение недели после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.

11. Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.

12. По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут приехать на стажировку.


Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:

Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.

Гринцер Николай Павлович - доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Интеллектуальные модели взаимодействия общества и власти в античной и раннесредневековой литературе».

Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета, профессор и научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, заведующий Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС, Руководитель проекта ШАГИ «Проекты создания «нового человека» в российской истории XVIII – XX веков».

Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Фольклорная традиция как форма хранения и передачи “культурных смыслов”».

Спиридонов Владимир Феликсович, профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Высокоуровневые и низкоуровневые процессы в языке и познании».

Старостин Георгий Сергеевич, канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Динамика культурного процесса в странах Востока: формирование традиций и вызовы современности».

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, зам. заведующего Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, соруководитель проекта «Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики».

Майофис Мария Львовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент Института общественных наук РАНХиГС, соруководитель проекта «Институциональная динамика и социальные сети в позднесоветский период (1965—1991)».

Орлова Галина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доцент департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), руководитель проекта «Знание на экране: интерфейсы и визуализация в цифровых гуманитарных проектах».

Запорожец Оксана Николаевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, соруководитель проекта «Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики».

Кукулин Илья Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, соруководитель проекта «Институциональная динамика и социальные сети в позднесоветский период (1965—1991)».


Структура работы приглашенного исследователя в проектах:

В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:

- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни Школы (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег по Школе о ходе своей работы.

Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденной руководством Школы и руководителем исследовательского проекта.


Формы отчетности:

1. По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:

- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.

2. По итогам работы в ШАГИ исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:

-отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;

-финансовый отчет и квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.

При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.

Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.

По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.


Структура индивидуального гранта.

Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:

1. Ежемесячную выплату в размере 60 000 рублей (без учета подоходного налога).

2. Компенсацию дорожных расходов (одна поездка в Москву от места проживания и обратно, эконом-класс).

3. Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки со стороны ШАГИ и РАНХиГС в целом (17 300 руб.).

Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.


Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС предоставляет исследователям:

1. Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер.

2. Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.

3. Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ.

4. Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.

5. Постоянную консультационную поддержку.


Проекты ШАГИ 2016 года:

1. Интеллектуальные модели взаимодействия общества и власти в античной и раннесредневековой литературе. Руководитель темы: Н. П. Гринцер.

2. Высокоуровневые и низкоуровневые процессы в языке и познании. Руководитель темы: В.Ф. Спиридонов.

3. Фольклорная традиция как форма хранения и передачи “культурных смыслов”.

Руководитель темы: С. Ю. Неклюдов.

4. Динамика культурного процесса в странах Востока: формирование традиций и вызовы современности. Руководитель темы: Г. С. Старостин.

5. Знание на экране: интерфейсы и визуализация в цифровых гуманитарных проектах. Руководитель темы: Г. А. Орлова.

6. Институциональная динамика и социальные сети в позднесоветский период (1965—1991). Руководители темы: М.Л. Майофис, И.В. Кукулин.

7. Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики. Руководители темы: Е. Г. Лапина-Кратасюк, О. Н. Запорожец.

8. Проекты создания «нового человека» в российской истории XVIII – XX веков. Руководитель темы: А. Л. Зорин.


Аннотации проектов.

Требования к кандидатам на исследовательские позиции в конкретных проектах.

Проект 1. Интеллектуальные модели взаимодействия общества и власти в античной и раннесредневековой литературе.

В последнее время одним из наиболее активно разрабатываемых в мировой науке направлений исследований в области антиковедения и медиевистики является изучение различных форм политического дискурса в памятниках классической и средневековой словесности, а также самого статуса литературы как социально-политического феномена. В отечественной науке эта область представлена явно недостаточно – в том числе из-за предубеждения по отношению к однобокой трактовке данной проблемы в советской традиции, где литература трактовалась исключительно как отражение общественных отношений или политических взглядов отдельных авторов и социальных групп. Между тем в традициях Древней Греции, Рима и латинского средневековья литература выступала как один из важнейших порождающих инструментов социального и политического конструирования, формируя образ и символику власти, модели взаимодействия государства и общества и т.п. Соответственно, проект (рассчитанный на несколько лет) призван отчасти восполнить имеющуюся лакуну и путем анализа репрезентативных литературных текстов, относящихся к ключевым историческим периодам (расцвет и кризис афинской демократии, переход от республики к империи в Древнем Риме, формирование средневековых королевств) показать специфику их политической составляющей не просто как исторического фона, но как неотъемлемого элемента их поэтики и интеллектуального содержания. Акцент будет сделан на ключевых мотивах и темах: образах власти и властителя, соотношении «своего» и «чужого», репрезентации основных социальных, идеологических и интеллектуальных ценностей и дискуссии о них. Особое внимание будет уделено формированию основных принципов и моделей политической риторики, а также собственно проблеме места литературы в социально-политической организации общества и механизмам взаимодействия государства и литературы. В течение 2015 г. предполагается опубликовать ряд статей (возможно, объединенных в сборник), посвященных изучению античной драмы, а также произведений латинских поэтов (Овидий, Сидоний Аполлинарий, различные поэтические антологии) и раннесредневековой прозы (жития святых, Исидор Севильский, Юлиан Толедский и др.)

Руководитель проекта: доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС, зав. кафедрой классической филологии РГГУ Николай Павлович Гринцер.

Требования к кандидатам:

Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:

- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.

- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;

- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;

Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.

Приветствуются:

- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;

- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).

Проект 2. Высокоуровневые и низкоуровневые процессы в языке и познании.

Данное направление исследований призвано ответить на целый ряд как теоретических, так и методических вопросов, связанных с пониманием использования знаковых средств в ходе решения разноплановых задач и проблем. Когнитивные исследователи традиционно предпочитали изучать письменный текст или стабильную знаковую репрезентацию (типа пропозиций). Между тем, устная форма использования языка является ничуть не менее фундаментальной: она является хронологически первой и в истории человечества и в жизни отдельного индивида, а количество устной речевой продукции конкретного человека заведомо больше продуцируемых им письменных текстов разного вида.

Целью программы в целом является экспериментальное исследование динамических процессов, связанных, с одной стороны, с порождением и пониманием устного дискурса и его разворачиванием во времени, а с другой стороны – с его использованием для решения разноплановых (мыслительных, перцептивных и др.) задач. Экспериментальная часть программы будет опираться на методы и подходы, сформулированные в работах В.Ф. Спиридонова (Спиридонов, 2006, 2013, 2014).

В рамках серии исследований предполагается:

а) проанализировать вклад целого ряда факторов, в том числе: тип решаемой проблемной ситуации, этап возрастного или профессионального развития и др. в использование знаковых средств;

б) Выявить и проанализировать когнитивные факторы, влияющие на успешное применение знаковых средств для решения разнотипных задач;

в) Проанализировать формы репрезентации разнотипных задач, связанные с использованием знаковых средств;

Как в процессе, так и по итогам выполнения проекта предполагается публикация статей в российских и зарубежных реферируемых научных изданиях и доклады на российских и международных конференциях.

Руководитель проекта: Владимир Феликсович Спиридонов, доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС,

Проект 3. Фольклорная традиция как форма хранения и передачи “культурных смыслов”.

Рассмотрение фольклорной традиции как канала культурной коммуникации выдвигает на первый план изучение воспроизводимости «мемов культуры» и их иерархической сортировки для устойчивой репрезентации определенной мифологической, символической или квазиисторической темы. Об этом свидетельствует используемый в проекте опыт применения антропологического и семиотического подходов к анализу визуальных и письменных текстов, а также связанных с ними ритуалов и социальных практик, что весьма актуально для понимания многих современных социо-культурных явлений и процессов.

Разделы темы:

1. Механизмы символизации в культурной традиции;

2. Трансформации семиотического «сообщения»: книжный / устный / визуальный текст;

3. Технология фольклорной трансмиссии;

4. Ареальная структура фольклорных жанров;

5. Рефлексивные формы локальной / региональной самоидентификации;

6. Современный мегаполис в устных рассказах и неинституализованных ритуалах;

7. Мониторинг актуального фольклора: текстопорождение, картина мира, трансмиссия.

Основная цель исследования: выявление закономерностей передачи «культурных смыслов», символизации явлений и процессов «внешнего мира», введения их в «воображаемый универсум» традиции; анализ интерсемиотического перевода мифологических сюжетов и мотивов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

(1) исследование механизмов текстообразования и фольклорной трансмиссии, в т.ч. нарративов неофициальной устной истории, верований и обрядов, связанных с географическими и историческими объектами;

(2) анализ процессов конструирования «образа врага» как одной из основных антропологических и социальных констант, маркирующих границы добра и зла, легитимного и нелегитимного, координаты моральных, исторических и политических оценок;

(3) выявление изучение принципов, лежащих в основе осмысления оттопонимических дериватов локальными / региональными сообществами, функции в культуре определенного круга вариантов, утвердившихся в конкретных традициях;

(4) корпусный анализ произведений былинного эпоса

Ожидаемые фундаментальные и прикладные результаты исследования и их новизна:

Выявление универсальных моделей текстопорождения в ритуально-мифологических традициях на материале фольклорных записей и обрядовых практик, а также русского идеологического и квазиисторического дискурса XX–XXI в. Результаты исследования могут быть использованы для научно-методологического обеспечения реформ в тех отраслях социальной сферы, которые направлены на повышение эффективности образования и науки.

Кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.

Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор.

Проект 4. Динамика культурного процесса в странах Востока: формирование традиций и вызовы современности.

Сегодня общепризнан тот факт, что фундаментальное понимание цивилиза-ционных особенностей стран и народов, лежащих за рамкой европейской цивилиза-ционной модели, невозможно без детального научного анализа и последую¬щего осмысления их базисной культурной матрицы, представленной в первую очередь на уровне текста — как в самом тривиальном понимании этого слова (любой связный текст, обусловленный спецификой языковой структуры), так и в смысле Текста «с большой буквы» (т. е. канонических текстов, отражающих в наиболее фундаментальном виде философские, религиозные, нравственные ценности цивилизаций). В свете общего падения интереса отечественных исследователей к историческому фактору и его роли в образовании современных цивилизаций Востока данное коллек¬тивное исследование, носящее многогранный характер, чрезвычайно актуально как для частных лиц, так и для государственных организаций, связи которых со странами Востока выходят за рамки тривиальных двусторонних отношений.

Проект носит многогранный характер, т. к. объектом исследования, с одной стороны, выступают классические памятники словесности ряда ключевых цивилизаций Востока (Китай, Япония, Иран), с другой — языковое разнообразие Евразии, на стыке которого зародились соответствующие цивилизации. В рамках исследования решаются такие конкретные задачи, как (а) лингво-филологический анализ, частичный перевод и комментирование ряда ключевых памятников восточного наследия («Шицзин», «Сёку нихонги» и др.); (б) разработка этимологических корпусов для ряда языковых макро¬семей Евразии с целью выявления общих языковых корней, лежащих в основах иссле¬дуемых цивилизаций.

Основные ожидаемые результаты исследования: (а) ввод в научный обиход и раскрытие исторической значимости классических текстов китайской, японской, иранской цивилизаций, ранее недоступных отечест¬вен¬ным читателям и специалистам; (б) апробация новых словарных структур для описания древних языков, учитывающих основные дости¬же¬ния современной лингвистической теории; (в) развитие методологии лингвистической макрокомпаративистики, уточнение ее роли в реконструкции семантических полей языка ранненеолитического общества, на базе которого формируются развитые восточные цивилизации.

Руководитель проекта: Старостин Георгий Сергеевич, доц., к.ф.н., директор Лаборатории востоковедения и компаративистики ШАГИ РАНХиГС.

Требования к кандидатам:

— опыт работы с классическими письменными памятниками Китая, Японии, или Ирана, или с этимологическими корпусами хотя бы по одной из крупных языковых семей Евразии;

— знание на продвинутом уровне хотя бы одного классического языка (древне-китайский, классический японский / персидский) или опыт исследовательской работы в области компаративного анализа нескольких языков;

— желательно наличие публикаций по классическому востоковедению или сравнительно-историческому языкознанию;

— обязательно владение английским языком на уровне подготовки докладов на конференциях и статей для международных изданий.

Проект 5. Знание на экране: интерфейсы и визуализация в цифровых гуманитарных проектах.

Проект посвящен изучению визуальных аспектов гуманитарного знания, производимого посредством компьютерных технологий. Он отвечает на актуальные вызовы дигитализации науки, культуры, коммуникации и завершает цикл исследований цифровой гуманитаристики, проводимых на базе ЛИКИ. В условиях, когда гуманитарии создают и представляют результаты своего интеллектуального труда при помощи нечеловекомерной техники и невидимых программных кодов, именно «экран» становится главной репрезентативной поверхностью исследовательской работы, а способы управления видимостью превращаются в важную часть дизайна отдельного исследования и политики знания в целом.

Мы рассчитываем рассмотреть интерфейс и поддерживаемые им режимы визуализации данных в качестве важной технологии производства гуманитарных знаний, имеющих дигитальное расширение на всех стадиях реализации проекта (исследовательские сайты, аналитические платформы, цифровые архивы и базы данных, виртуальные лаборатории и музеи).

1ы исходим из того, что визуализация данных и работа на поверхности интерфейса изменяет современное гуманитарное знание, существенно деформирует способы его потребления и поддерживает развитие новых научных политик. Для работы с этой гипотезой мы будет использовать ресурс теоретического анализа и мониторинг эмпирических проектов, имеющих цифровое расширение.

Руководитель проекта: Орлова Галина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доцент департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс).

Требования к кандидатам:

Мы приглашаем к сотрудничеству социальных исследователей, исследователей медиа и новых технологий коммуникации, социологов и антропологов науки, цифровых гуманитариев. Наличие навыков создания веб-архитектуры и ведения интернет-проектов приветствуется. Способность совмещать аналитическую работу с практическими действиями по разработке программы краудсорсинга ценится. Профессионализм и неортодоксальность желательны. Навыки интенсивного чтения специальной литературы на английском языке необходимы.

Проект 6. Институциональная динамика и социальные сети в позднесоветский период (1965—1991)

Проект предполагает изучение позднесоветского общества из перспективы двух новых и дополняющих друг друга направлений в социальных науках – истории институтов и истории формирования и трансформации социальных сетей.

Историки в 2000—2010-е годы обращают все большее внимание на трансформации социальных сетей, особенно в авторитарных обществах. Важнейшие процессы в таких обществах основываются на взаимодействиях в социальных сетях, формирующих непубличные сферы обмена информацией, профессиональные связи, неформальные экономические отношения.

Институциональная динамика, то есть формирование и трансформация социальных институтов под влиянием внутренних и внешних факторов – важнейшая, но пока еще мало изученная сфера советского общества.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов строительство новых социальных институтов в СССР было частью масштабной программы по смене управленческой стратегии, реализованной политическими элитами после смерти И. Сталина. В конце 1960-х и 1970-е годы темп институционального строительства замедляется, а сами институты вступают в период парцелляции. Наиболее распространенной формой борьбы за автономию институтов становится их организационная самоизоляция, приводившая к ослаблению горизонтальных связей между социальными структурами. Эта ситуация уже тогда вызывала тревогу, хотя по цензурным причинам обсуждение «институционального склероза» могло вестись преимущественно в форме анализа художественных произведений, в которых демонстрировались соответствующие процессы.

В 1968—1985 годах явно или неявно ликвидируется ряд институтов, созданных в предшествующий период (переформатирование Института конкретных социальных исследований, фактический разгром журнала «Новый мир» и т.п.), и их исчезновение оставляет после себя социальный «травматический след» в виде неудовлетворенного запроса на институциональное строительство. Прямо подобные запросы артикулировались в статьях эмигрантов «третьей волны» начала 1970-х годов, пытавшихся строить аналоги таких институтов вне СССР. Эти «следы», по-видимому, оказались значимы для социальной памяти постсоветских культурных и академических элит.

Взаимодействие институтов с неформальными социальными сетями, которые стали едва ли не главным пространством выстраивания горизонтальных отношений в позднесоветском обществе, в 1970-е годы приобретает значение важнейшего заменителя нарушенных каналов горизонтальной межинституциональной коммуникации. Социальные сети формировали «обходные пути» такой коммуникации, позволявшие решить проблемы, порожденные парцелляцией – но, как правило, непубличными методами. Преодолением самоизоляции социальных структур оказывается «институциональное шунтирование» (термин С.Л. Козлова), иначе говоря – создание неформальных связей «в обход» существующей субординации.

Цель проекта - изучить трансформацию социальных институтов (формальных и неформальных) в позднесоветском обществе и взаимодействие институтов с социальными сетями, складывавшимися вокруг институтов и/или функционировавших как независимые квазиинституциональные структуры.

Руководитель проекта: Майофис Мария Львовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент Института общественных наук РАНХиГС

Требования к кандидатам:

- специализация по истории (истории культуры) второй половины XX века или по социологии с уклоном в социальную историю позднесоветской эпохи;

- диссертация (или PhD) – завершенная или находящаяся на стадии завершения – и публикации в авторитетных изданиях по указанному в аннотации кругу тем;

- свободное чтение научной литературы на английском языке; знание других иностранных языков приветствуется, но не является строго обязательным;

- хорошее знакомство с источниковой базой по теме собственного индивидуального проекта;

- желание и способность работать в исследовательской команде.

Проект 7. Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики».

Дигитализация или существование информации в виде цифрового кода – процесс, в последние десятилетия радикальным образом изменивший как городскую жизнь, так и городские исследования, вынужденные оперативно реагировать на стремительно изменяющуюся структуру городского опыта. Теоретики единодушно признают, что дигитализация создает новое качество городской жизни – ранее не существовавшие виды пространств, повседневных практик, материальных объектов, символическую среду. Все эти изменения ставят перед администрацией города, а также девелоперами, архитекторами, художниками и самими горожанами целый комплекс новых проблем. Как должна быть организована коммуникация между муниципальными властями и горожанами? Каковы ее эффективные компоненты? Как использовать сайты и мобильные приложения? Как должны измениться транспортные системы в ситуации дигитализации и использования пассажирами многочисленных гаджетов? Как музей должен реагировать на изменившиеся коммуникативные привычки горожан? Как планировать городские публичные пространства в ситуации дигитализации? Как максимально использовать возможности обратной связи, которые представляет «мобильный интернет» и т.п.? Если в предыдущие годы в фокусе исследования были, в основном, методологические проблемы изучения гибридной городской среды современных городов, а также изучение городского активизма и художественных инициатив; в проекте 2016 года основное внимание будет уделено государственным программам, создатели которых используют цифровые технологии для оптимизации и повышения эффективности коммуникации с горожанами и городскими сообществами.

Основная цель исследования: выявить основные причины неэффективного использования цифровых технологий в ходе налаживания коммуникации между муниципальными властями и городскими сообществами (community management), а также культурными институциями и туристическими инициативами в больших и малых российских городах.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

– изучения существующих практик электронного правительства (e-government), их классификация и выявление причин неудовлетворенности горожан;

- сравнительный анализ наиболее эффективных зарубежных и российских программ электронного правительства;

- проведение опросов и интервью с пользователями ресурсов электронного правительства и экспертных интервью с создателями этих систем;

- уточнение методов полевого социологического исследования в ситуации дигитализации;

- анализ того, как цифровые технологии могут использоваться для повышения эффективности коммуникации между муниципальной администрацией и сообществами горожан (сайты электронного правительства, мобильные приложения и т.п);

- проведение исследования дигитализации транспортных сетей российских городов;

- изучение экономического потенциала геолокационных сервисов;

- исследование стратегий цифровизации российских музеев.

Руководители проекта:

кандидат культурологии, зам. заведующего Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна;

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС Запорожец Оксана Николаевна

Требования к кандидатам:

- свободное владение английским языком

- (желательно) опыт полевого исследования

Проект 8. Проекты создания «нового человека» в российской истории XVIII – XX веков.

Представление о том, что для решения задач, стоящих перед Россией необходимо формирование качественно новой элиты характерно для всей истории России нового времени, начиная с XVIII века и сохраняет свое значение по сей день. Исключительное постоянство, с которым государственный аппарат возвращался к реализации этих идей, составляет одну из национально-специфических особенностей российской истории. На протяжении трех столетий реализовывались самые разнообразные подходы к решению этой задачи, накопился богатый опыт такого рода попыток социально-антропологической инженерии, позволяющий поставить вопросы и о принципиальной достижимости подобных целей и об алгоритмах частичных успехов и фундаментальных провалов такого рода социально-антропологической инженерии.

В рамках исследования мы стремимся проследить историю попыток государства сформировать качественно новую элиту, технологии отбора элит, способы их идеологической мобилизации, принципы воспитания, образования, продвижения по службе, а также установить характер реакции самих элит, закономерности их диалога с государственным аппаратом, практики и формы лояльности, критики.

Требования к кандидатам:

1. Специализация в области российской истории или истории культуры XVIII-XX веков.

2. Опыт работы в архивах.

3. Умение читать научную литературу на английском языке.

Руководитель проекта – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета и МШВСЭН, Андрей Леонидович Зорин.


Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:

karamzinefellowship@gmail.com

до 1 декабря 2015 года (включительно)